Иск о признании акта недействительным

Содержание

Как признать акт о заливе недействительным

Иск о признании акта недействительным

НЕРЕДКО ВИНОВНИКА ЗАЛИВА ИЛИ ПОТЕРПЕВШУЮ СТОРОНУ по тем или иным причинам не устраивает Акт о заливе квартиры. В этом случае заинтересованное лицо может попробовать аннулировать данный документ, указав в суде на его недопустимость или недостоверность.

Можно ли оспорить акт залива квартиры?

АКТ О ЗАЛИВЕ КВАРТИРЫ – это документ, не имеющий единой установленной формы, поэтому при его составлении следует опираться на сложившуюся практику и общепринятые образцы. Процедура обжалования не установлена законом, что делает подачу апелляций в судебные и иные инстанции бессмысленным занятием.

Формально признать акт залива недействительным нельзя: если подобные иски и подаются, то суды принимают отрицательное решение, указывая, что данный документ не порождает прав и обязанностей, а лишь констатирует факт залива.

Но заинтересованное лицо может обратиться в Управляющую компанию с требованием составления повторного акта, уже по всем правилам.

Если спор будет разрешаться в суде, то заинтересованное лицо может пойти иным путём, а именно — возражать против иска и способствовать исключению акта из перечня доказательств по гражданскому делу.

Основания для этого могут быть следующими:

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АКТА О ЗАЛИВЕ КВАРТИРЫ НЕ ПРИГЛАСИЛИ виновникапроизошедшего. В данном случае виновная сторона лишается возможности своими глазами увидеть масштаб повреждений и сопоставить их с тем, что изложено в акте. Кроме того, ответчик не может вносить свои замечания в акт, что свидетельствует о явном перекосе в сторону потерпевшего.

Если же виновник залива был уведомлен об осмотре, но проигнорировал его, это не может служить основанием для аннулирования акта.

НЕПРАВИЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ АКТА ОСМОТРА, его оформление с грубыми нарушениями требований законодательства (вернее, выводами, которые из него сделала реальная практика), а также позиции Верховного суда по спорам о бытовом заливе либо по вине Фонда капитального ремонта в случае протечки с крыши здания.

Наиболее типичными ошибками являются:

  • отсутствие или ошибка в адресе пострадавшего жилья;
  • отсутствие в акте указаний на дату и время затопления;
  • недостаточно подробное описание перечня повреждений;
  • неполное описание пострадавшей мебели, оборудования или товара;
  • отсутствие подписей членов комиссии, печати Управляющей организации и т.д.

СОСТАВЛЕНИЕ АКТА ОСМОТРА НЕУПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ. Как известно, в подготовке документа принимают участие представитель эксплуатирующей организации, соседи-свидетели, потерпевший и предполагаемый виновник аварии. Желательно присутствие на осмотре независимых свидетелей, юриста или эксперта по заливам.

Кто подписывает акт о заливе квартиры? Те же самые лица, указанные выше. Однако достоверность акта подвергается сомнению, если, к примеру, представитель ТСЖ или УК не имел полномочий на подписание подобных документов.

Если состав комиссии не указан или невозможно определить, кто, и в каком статусе находится относительно повреждённого жилья, то в суде оппонент может заявить ходатайство об исключении такого акта из числа доказательств по делу.

АКТ ОСМОТРА СОСТАВЛЕН ЗАОЧНО, без реального выхода на место и обследования жилого помещения. Это наиболее весомая причина для оспаривания Акта о заливе квартиры. Судебная практика знает десятки проигранных по этой причине дел о реальных заливах с большим имущественном ущербом, и апелляция здесь не поможет.

Не подвергайте риску свой бюджет — соглашайтесь только на реальное исследование Управляющей компанией причин и последствий залива, а лучше — сразу наберите знакомому юристу.

АКТ СОДЕРЖИТ НЕОГОВОРЕННЫЕ ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ ИСПРАВЛЕНИЯ, подчистки и т.д. — любой текст, который отличается по способу нанесения, стилистике или почерку от основного текста. Иными словами, не следует вносить в печатный документ правки от руки, как не стоит экспериментировать и с рукописным. Под любым исправлением должны расписаться все члены комиссии.

Акт, написанный от руки, содержание текста в котором будет отличаться в бо`льшую сторону от экземпляра оппонента, будет однозначно признан сфальсифицированным.

В СУД ПРЕДСТАВЛЕНА КОПИЯ АКТА О ЗАЛИВЕ жилого помещения. При этом сторона, предоставившая копию, не обладает оригиналом документа. Дело в том, что процессуальное законодательство предъявляет особые требования к доказательствам — они должны представляться в виде подлинников либо надлежащим образом заверенных копий.

Следует учитывать, что копия документа, выданная Управляющей компанией (или ТСЖ), заверенная подписью должностного лица и печатью организации, имеет силу подлинного документа.

Порядок признания акта залива недействительным

ИТАК, КОГДА ИСК О ЗАЛИВЕ КВАРТИРЫ передан в суд, истцу или ответчику необходимо заявить в процессе соответствующее ходатайство с целью исключить Акт осмотра из перечня доказательств для справедливого рассмотрения дела. Как сделать это правильно в судебном процессе?

Вариантов, как всегда, несколько: 

1) Истец или ответчик в судебном разбирательстве может обратить внимание судьи на то, что Акт, по тем или иным причинам, является недопустимым (недостоверным) доказательством. Гражданин вправе представлять доказательства, опровергающие изложенные в акте факты.

Если доводы стороны убедят судью, то он не будет принимать во внимание незаконный акт осмотра: данный документ не будет рассматриваться в качестве доказательства. Если, несмотря на все аргументы, суд положит в основу решения Акт осмотра, истец или ответчик могут подать апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию в течение 30 дней с момента вынесения неправосудного решения.

Следует отметить, что судья оценивает доказательства (в том числе и Акт) по своему внутреннему убеждению.

Поэтому невозможно заранее спрогнозировать, как те или иные ошибки, допущенные при составлении Акта, повлияют на мнение судьи.

При этом, сомнения суда не будут озвучены для сторон, в процессе даже может показаться, что документ был принят без замечаний или отвергнут, как недостоверный.

По этой причине заинтересованной стороне следует тщательным образом продумать свою позицию и подобрать весомые аргументы в её обоснование.

Помочь в решении данной задачи может профессиональный юрист по заливу.

2) Истец или ответчик вправе подать ходатайство об исключении Акта из материалов дела. Данная возможность следует из ст. 35 ГПК РФ, предоставляющей право сторонам обращаться к суду с любыми ходатайствами. Кроме того, если сторона считает, что Акт является подложным или сфальсифицированным, она должна сделать об этом соответствующее заявление.

Стоит отметить, что заявление о фальсификации доказательства «не работает» без заявления о проведении экспертизы подлинности.

Поэтому, если Вы решили заявить о подлоге, готовьте ходатайство об экспертизе, а также деньги на её проведение.

А вот в случае возмещения ущерба по страховке, страховщик может в одностороннем порядке отказать в выплате, заподозрив фальсификацию акта.

Приведём пример успешного исключения акта о заливе квартиры из перечня доказательств:

Мужчина обратился в Преображенский районный суд Москвы с иском о взыскании суммы ущерба, причинённого заливом его квартиры соседями.

В качестве одного из доказательств по делу выступал Акт осмотра.

Ответчик обратил внимание суда на то обстоятельство, что документ был составлен без его участия, причины протечки в Акте не прописаны, а специалист от Управляющей компании, якобы участвовавший в осмотре, в действительности в квартире даже не был.

Кроме того, выяснилось, что указанный специалист не имел полномочий на составление подобных Актов.

С учётом этих обстоятельств суд посчитал Акт осмотра недостоверным доказательством и не стал учитывать его при вынесении решения.

Ответчик сумел выиграть суд, доказав, что к протечке он не имеет никакого отношения — по крайней мере, по документам!

Резюмируя вышесказанное, остановимся на самых важных моментах:

  • В прямом смысле этого слова «апелляция» по акту залива квартиры не подаётся, поскольку данный документ не порождает прав и обязанностей, а лишь констатирует факт происшествия, установить вину — задача суда.
  • Когда акт составлен с нарушениями, заинтересованная сторона может заявить об этом суду. Если судья посчитает, что доказательство является недопустимым или недостоверным, он не будет учитывать его при вынесении решения.
  • Заинтересованная сторона также может ходатайствовать об исключении акта из материалов гражданского дела, сославшись на грубые нарушения при его составлении, а также в случае отсутствия у истца подлинника документа.
  • Ответчик вправе заявить о фальсификации (подлоге) Акта о заливе, одновременно с этим потребуется проведение соответствующей экспертизы, с оплатой за счёт стороны, которая в итоге проиграет судебный процесс.

Источник: https://sup-estate.ru/poleznoe/kak-priznat-akt-o-zalive-nedejstvitelnym/

Образец. Исковое заявление о признании недействительным акта государственного органа – Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии

Иск о признании акта недействительным

  1. Образец. Исковое заявление о признаниинедействительнымактагосударственногооргана

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Исковое заявление о признании недействительным акта государственного органа

    исковое заявление о признаниинедействительнымактагосударственногооргана на бланке в арбитражный суд организации (наименование, адрес) дата и…

  2. Образец от 30 ноября 1995 г. Исковое заявление о признаниинедействительнымактагосударственногооргана

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец от 30 ноября 1995 г. Исковое заявление о признании недействительным акта государственного органа

    … (банковские реквизиты) ответчик: министерство (наименование, адрес) и с к о в о е з а я в л е н и е о признаниинедействительнымактагосударственногооргана в соответствии с приказом министерства от no. , которое являлось (н…

  3. Дополнения к отзыву на исковое заявление о признании решения общего собрания недействительным (пример)

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Дополнения к отзыву на исковое заявление о признании решения общего собрания недействительным (пример)

    …изации, адрес) ответчик: (наименование организации, адрес) дополнения к отзыву на исковое заявление о признании решений общих собраний акционеров (наименование акционерного общества) от “” 20 г. недействительными

  4. Образец. Исковое заявление о признаниинедействительными постановления совета директоров и решений собрания проведенного акционерным обществом (пример)

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Исковое заявление о признании недействительными постановления совета директоров и решений собрания проведенного акционерным обществом (пример)

    …в районный суд г. истцы: ответчик: (наименование организации) исковое заявление о признаниинедействительными постановления совета директоров (наименование организации-ответчика) nо. от и решений собрания от…

  5. Образец от 30 ноября 1995 г. Исковое заявление о признаниинедействительнымакта ответчика, как нарушающего компетенцию заявителя

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец от 30 ноября 1995 г. Исковое заявление о признании недействительным акта ответчика, как нарушающего компетенцию заявителя

    … управления, предприятия, организации, учреждения) (адрес) и с к о в о е з а я в л е н и е о признаниинедействительнымакта ответчика как нарушающего компетенцию заявителя ответственной стороной был принят (указываетс…

  6. Исковое заявление о признаниинедействительным отказа в государственной регистрации, признании права собственности и регистрации права собственности

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Исковое заявление о признании недействительным отказа в государственной регистрации, признании права собственности и регистрации права собственности

    … пос. района . администрация района , адрес: г. , ул. , цена иска: () рубля коп. исковое заявление о признаниинедействительным отказа в государственной регистрации, признании права собственности и регистрации права собственности в …

  7. Образец. Исковое заявление о признании брака недействительным

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Исковое заявление о признании брака недействительным

    …ный суд области (края, республики) истец: (ф.и.о., адрес) ответчик: (ф.и.о., адрес) исковое заявление о признании брака недействительным брак с ответчиком(цей) заключен 20 г. отделом загса. после заключения брака выяснилось, что от…

  8. Исковое заявление о признании брака недействительным

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Исковое заявление о признании брака недействительным

    …ены (указать период). ответчик вступила (вступил) со мной в брак, не имея намерений создать семью, с целью (указать цель, например получить регистрацию). это подтверждается следующими фактами (указать, чем именно, какими именно действиями ответчика или о…

  9. Образец. Исковое заявление о признании брака недействительным

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Исковое заявление о признании брака недействительным

    (образец) исковое заявление о признании брака недействительным в межмуниципальный народный суд г. истец: (ф.и.о., год рождения) адрес: …

  10. Образец. Исковое заявление о признании брачного договора полностью (частично) недействительным

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Исковое заявление о признании брачного договора полностью (частично) недействительным

    …ный суд области (края, республики) истец: (ф.и.о., адрес) ответчик: (ф.и.о., адрес) исковое заявление о признании брачного договора полностью (частично) недействительным в брак с ответчиком(цей) вступили 20 г. брачный договор о наш…

  11. Образец от 12 апреля 1996 г. Исковое заявление о признании брака недействительным

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец от 12 апреля 1996 г. Исковое заявление о признании брака недействительным

    … год рождения) адрес: ответчик: (ф.и.о., год рождения) адрес: и с к о в о е з а я в л е н и е о признании брака недействительным “” 20 г. я вступил(а) с ответчиком в брак, который зарегистрирован в (наименование органа ре…

  12. Акт сдачи-приемки дел (пример)

    Документы делопроизводства предприятия → Акт сдачи-приемки дел (пример)

    акт сдачи-приемки дел г. “” 20 г. настоящий акт составлен бывшим (должность, фамилия, имя, отчество) (название …

  13. Заявление в суд о признаниинедействительной сделки, заключенной несовершеннолетним без согласия родителей

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Заявление в суд о признании недействительной сделки, заключенной несовершеннолетним без согласия родителей

    заявление в суд о признаниинедействительной сделки, заключенной несовершеннолетним без согласия родителей в районный суд кировского р-на при…

  14. Образец от 30 ноября 1995 г. Исковое заявление о признаниинедействительным решения об изъятии земельного участка

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец от 30 ноября 1995 г. Исковое заявление о признании недействительным решения об изъятии земельного участка

    … (соответствующая местная администрация) (адрес, банковские реквизиты) и с к о в о е з а я в л е н и е о признаниинедействительным решения местной администрации об изъятии земельного участка в соответствии с решением администрации …

  15. Образец. Исковое заявление о признании отказа в регистрации акционерного общества недействительным

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Исковое заявление о признании отказа в регистрации акционерного общества недействительным

    … (ф.и.о. или наименование юридического лица) ответчик: администрация района (города) исковое заявление о признании отказа в регистрации акционерного общества недействительным решением учредительного собрания от “” 20 г., на котором…

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%86-%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%86_%D0%98%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0/

Особенности производства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц в арбитражном процессе

Иск о признании акта недействительным

Специфика категории дел об оспаривании ненормативных правовых актов обусловлена сущностью производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Если обратиться к разделу III АПК РФ, озаглавленному «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений», то можно увидеть, что данный раздел состоит из пяти глав и объединяет несколько категорий дел по критерию публичного (административного) правоотношения. В данном случае материально-правовая, а именно публично-правовая природа спорного правоотношения, оказывает влияние на формирование специфических процессуальных особенностей рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (далее в настоящей статье – ненормативных публичных актов).

Представляется, что специфика дел об оспаривании ненормативных публичных актов в арбитражном процессе обусловлена тем, что такие дела рассматриваются в порядке определённой разновидности арбитражной процессуальной формы, в которой по заявлению лица проверяется законность конкретного акта органа, наделенного публичными полномочиями. Специфика может быть обнаружена при анализе целей и задач производства, субъектного состава, средств правовой защиты, предмета спора, особенностей доказывания.

В основе целей и задач производства по делам об оспаривании ненормативных публичных актов лежат общие положения о целях и задачах судопроизводства в арбитражных судах. При этом необходимо учитывать, что «действующая формулировка задач судопроизводства в арбитражных судах … чрезмерно многословна, страдает повторами, а отдельные ее положения нельзя признать достаточно четкими и полными»[1].

Целью производства по делам об оспаривании ненормативных публичных актов в арбитражном процессе является своевременная защита прав лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей, в предусмотренных законом случаях граждан) путём проверки законности ненормативного публичного акта.

Специфические особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных публичных актов обусловлены задачами этого производства, к числу которых относятся:

– защита нарушенных ненормативным публичным актом прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих экономическую деятельность в сфере публичных правоотношений;

– укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере экономической деятельности, связанной с принятием ненормативных актов органами, наделенными публичными полномочиями;

– правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дел об оспаривании ненормативных публичных актов.

Специфика субъектного состава по делам об оспаривании ненормативных правовых актов не является безусловной особенностью рассматриваемого производства, поскольку сопряжена в целом с производством по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Тем не менее, она имеет ценность в качестве дополнительного признака.

Общие положения о лицах, участвующих в деле, и специальные нормы главы 24 АПК РФ позволяют отнести к таковым граждан, организации, прокурора и органы, осуществляющие публичные полномочия (части 1 и 2 статьи 198 АПК РФ). С требованием о признании ненормативного публичного акта недействительным обращается не истец, а лицо, именуемое заявителем.

Обладающие равными процессуальными правами и обязанностями, то есть имеющие одинаковый процессуальный статус перед судом, стороны в делах об оспаривании ненормативных правовых актов не являются, как правило, равными по положению в материальных правоотношениях. Распространенной является ситуация, при которой организация, оспаривающая ненормативный правовой акт, представляет собой лицо, в отношении которого осуществляются публичные полномочия.

Арбитражные процессуальные нормы, регулирующие рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, сформулированы таким образом, чтобы исключить преимущество органа или должностного лица, за которым стоит структура государственного аппарата, перед заявителем, у которого государственная поддержка отсутствует.

Вместе с тем не всегда орган или организация, призываемая «к ответу» по заявлению в рассматриваемом деле, является в прямом смысле органом или государственной организацией.

В юридической литературе обычно указывают на то, что публично-правовая природа спорного правоотношения предопределяется неравенством между лицом и наделённым публичными полномочиями органом, актом которого нарушено какое-либо право лица.

Представляется, однако, что в современных условиях признак неравенства в публичных правоотношениях перестаёт быть однозначным критерием для характеристики производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Наличие у лица, акт которого обжалуется, публичных полномочий не всегда предопределяет преимущественное положение этого лица по отношению к стороне, считающейся слабой, как традиционно указывается в процессуальной теории, так как на сегодняшний день к лицам, обладающим публичными полномочиями, чьи решения и действия можно оспаривать, относятся не только государственные органы и должностные лица, но и иные организации, обладающими публичными полномочиями, которые при этом могут не обладать властью (например, банки).

Тенденция к расширению субъектного состава дел, возникающих из публичных правоотношений, находит всё большее отражение в процессуальном законе. В обновлённой главе 24 АПК РФ речь идет об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) не только государственных и иных органов, но и организаций, наделенных федеральным законом публичными полномочиями.

На наш взгляд, сущность производства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) характеризуется  тем, что арбитражный суд рассматривает спор по заявлению лица, считающего своё право нарушенным актом другого лица, наделённого публичными полномочиями, в связи с реализацией этих публичных полномочий. Именно это является существенным для отделения рассматриваемой нами категории дел от иных дел из публичных правоотношений.

Таким образом, поскольку публично-правовая природа спорного правоотношения предопределяется тем, что в спорном деле участвует лицо, обладающее публичными полномочиями, в качестве определяющей сущностной характеристики рассматриваемых дел предлагается использовать признак наличия в спорном деле лица, обладающего публичными полномочиями.

В АПК РФ используется понятие заявителя для определения лица, обращающегося в суд по делу о защите своего публичного права. Таким способом, видимо, законодатель хотел придать специфичность конкретному неисковому производству.

Ещё дальше в вопросах процессуальной терминологии пошёл КАС РФ, указав административного истца и административного ответчика в качестве сторон. Представляется, что в АПК РФ и КАС РФ вопрос наименований сторон решён не самым лучшим образом.

И если используемое в АПК РФ понятие заявителя можно признать устоявшимся, хотя и не бесспорным, то использование характера спорного правоотношения для обозначения стороны по делу трудно признать успешным.

Если следовать логике законодателя, то нельзя исключать появления в будущем «налоговых истцов», «банкротных истцов» и всевозможных иных, что, на наш взгляд, не вносит упорядоченность в процессуальную терминологию, а вызывает лишние вопросы.

Предложенная в КАС РФ терминология «административный истец» и «административный ответчик» представляется оксюмороном, так как с одной стороны КАС РФ пытается уйти от гражданского судопроизводства и в том числе искового производства, и, в то же время, использует термины «иск» и «истец», отсылающие обратно к исковому производству. Представляется, что термин «заявитель» подходит для определения лица, обращающегося в суд за защитой своих прав, нарушенных органом, осуществляющим публичные полномочия.

Средства правовой защиты в делах об оспаривании ненормативных правовых актов также имеют некоторые отличия от традиционных, свойственных исковой форме защиты права.

Согласно части 2 статьи 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Таким образом, используется не иск, а документ под названием заявление, при этом закон не запрещает иным лицам, участвующим в деле, заявлять отзыв на такое заявление.

В связи с используемыми в арбитражном процессуальном законе понятиями хотелось бы отметить, что слова «заявление», «заявитель» и подобные им по сути создают эффект внешней, формальной специфики. Замена понятия «истец» словом «заявитель» не меняет существенных особенностей производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, но добавляет терминологической определенности. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из данной нормы закона видно, что, по сравнению с иными производствами, в качестве особенностей изучаемого производства в арбитражном процессе сочлененно выступают проверка арбитражным судом ненормативного правового акта (действия и др.) органа, осуществляющего публичные полномочия, и установление факта нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

В процессе ознакомления с оспариваемым актом арбитражный суд сталкивается с необходимостью решения вопроса о том, является ли этот акт нормативным или ненормативным.

https://www.youtube.com/watch?v=I80VGMb5DAg

В толковом словаре арбитражного процесса под ненормативным правовым актом понимается «документ, который адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Ненормативный правовой акт – строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме»[2].

Помимо приказов, издаваемых как в форме нормативного, так и в виде ненормативного акта, в судебной практике возникали вопросы по поводу писем.

Так, признание письма как акта, который может быть обжалован в арбитражный суд, имело место по делу об оспаривании письма начальника налоговой службы … о применении финансовых санкций.

Законодательством не была установлена форма принятия решения о применении санкций и не указаны конкретные требования к его оформлению. Следовательно, начальник налогового органа или его заместитель вправе вынести решение в любой письменной форме: письма, резолюции на акте проверки и другие.[3]

Разногласия в судебной практике может вызывать такой нетипичный для обжалования правовой акт, как протокол. Арбитражный суд Республики Хакасия признал недействительным протокол рассмотрения и оценки котировочной заявки на выполнение кадастровых работ по земельным участкам гидротехнических сооружений, рассмотрев дело по правилам главы 24 АПК РФ[4].

Третий арбитражный апелляционный суд отменил решение, указав, что протокол не может быть признан недействительным в рамках главы 24 АПК РФ, поскольку не является ненормативным актом, возможность оспаривания которого предусмотрена данной главой.

Кассационный суд, однако, пришел к выводу, что суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования по существу в порядке, определенном главой 24 АПК РФ, и, установив несоответствие закону оспариваемого протокола и нарушение прав и законных интересов участника запроса котировок в области его экономической деятельности, удовлетворил эти требования[5].

По другому делу арбитражные суды также по-разному оценивали сущность (нормативность) правового акта. В конечном счете, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 9 сентября 1997 года № 316/97 указал, что оспариваемые акты касаются организации торговли непродовольственными товарами на конкретном рынке и, следовательно, данные акты не являются нормативными[6].

Таким образом, процессуальный закон предоставляет право на защиту независимо от вида оспариваемого акта.

Можно присоединиться к утверждению о том, что «вид документа, инициирующего производство (заявление или исковое заявление), является второстепенным фактором, влияющим на выбор судом вида судопроизводства.

Первичными факторами являются: природа оснований и характер требований лица, обращающегося за защитой нарушенных прав»[7].

Особенности доказывания по делам об оспаривании ненормативных правовых актов выражены в ряде норм арбитражного процессуального закона.

Так, согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (часть 6 статьи 200 АПК РФ).

указанных норм позволило специалистам в области доказательственного права отметить, что важнейшей особенностью доказывания по делам, возникающим из публично-правовых отношений, является то, что суд более активен в процессе доказывания, чем в исковом производстве[8]. Таким образом, общие правила доказывания в арбитражном процессе применяются с учетом специальных положений о доказывании при производстве по делам об оспаривании ненормативных актов (действий и др.).

Показательным в этом смысле является дело Арбитражного суда Московской области по заявлению общества «ЮЛТА» о признании незаконным решения Управления Росимущества, изложенного в письме от 28.05.2014 года.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/31/osobennosti_proizvodstva_po_delam_ob_osparivanii_nenormativnyh_pravovyh_aktov_reshenij_i_dejstvij_be

Как признать недействительными акты органов государственной власти

Иск о признании акта недействительным

Как правильно подготовить заявление о признании недействительным решения акта органа власти?

Различные государственные структуры могут своими волевыми поступками, выраженными вовне, создать неблагоприятную атмосферу или даже причинить вред конкретным лицам.

В такой ситуации главное не растеряться и твердо стоять на защите  своих прав, несмотря на статус стороны, которой придется противостоять.

Признание незаконным акта государственного органа

Воля властных структур проявляется вовне, обычно в виде какого-либо акта, либо решения.

Если подобный подзаконный акт нарушает гарантированные государством права, не нужно смиренно сидеть сложа руки, ведь можно побороться в суде.

Признание нелегитимным акта государственного органа возможно и не является чем-то недостижимым и нереальным.

Оспаривание акта местного самоуправления в этом смысле мало чем отличается. Положительной судебной практики на данном направлении немало.

Первое что нужно сделать, не задумываться о высоком статусе противника. Ведь перед законом все равны и на госорган, также можно подать в суд.

Определение подведомственности зависит от круга тех отношений, которые призван урегулировать акт или решение.

Решение органа местного самоуправления

Отмена незаконного нормативно-правового документа осуществляется в суде. Но законодательно оговорены и другие способы.

Один из них, направления жалобы к руководству лица принявшего ненадлежащий документ или в вышестоящую инстанцию.

Использование данного метода не лишает заинтересованных лиц права на восстановление нарушенных прав в судебной инстанции.

Порядок действий

Инициировать работу по данному направлению можно подав административное заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

К подготовке данного документа придется подойти с особой тщательностью и наибольшее внимание уделить доказательствам негативного влияния спорного решения.

Именно благодаря таким проявлениям вовне акта, его обжалование будет возможным.

Заявление подлежит направлению в суд – непосредственно того района или города где и находится орган, либо ответственное лицо, ненадлежащим образом исполнившее свои должностные обязанности.

При этом, идя по пути оспаривания решения, не нужно упускать из виду, что в тексте необходимо поименовать тот документ, который является нежелательным для заявителя.

Нужно не только наименование, но и другие реквизиты, такие как дата и кем непосредственно он был принят. Это необходимо, чтобы при обжаловании можно было индивидуализировать его.

Чтобы ничего не забыть и составить качественный документ предлагаем воспользоваться ссылкой и скачать образец административного иска в конце статьи.

Сроки подачи заявлений о признании нелегитимным акта власти

Законодательно установлены временные рамки для обращения в суд.

Продолжительность данного периода 3 месяца. Причем начало его течения связывается законодателем с моментом, когда заявитель узнал, либо должен был узнать о нарушении собственных прав.

Если же имело место обращение к вышестоящему должностному лицу, то есть попросту жалоба, то срок уже исчисляется с даты получения ответа на нее или со дня, когда этот он должен был быть вручен. В этом случае период будет составлять ровно 1 месяц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта

Принимаемые местными властями правовые источники не всегда соответствуют букве закона. По этому заинтересованным лицам – предприятиям и гражданам предоставляется возможность их оспорить посредством обращения с административным исковым заявлением.

Готовится оно, подается и рассматривается по процедуре, прописанной в российском кодексе административного судопроизводства. В иске допускается поставить вопрос как о законности ненормативного акта целиком, так и отдельных его положений. Здесь выбор полностью лежит за заинтересованным лицом.

Ниже приводится ориентировочная форма обращения. Инициалы граждан, название обжалуемого документа имеет вымышленный характер, и упоминаются лишь для соблюдения структуры административного иска.

Басманный районный суд Москвы

ул. Каланчевская, 11

Истец: Филатов Дмитрий Юрьевич

ул. Октябрьской революции, 29, кв.17.

Ответчик: Правительство Москвы

ул. Тверская, 13

Административное исковое заявление

о признании недействительным ненормативного правового акта

1 октября 2019 г. правительством Москвы издано Постановление № 456 «О порядке обеспечения жильем детей-сирот». В п. 6 данного документа указывается, что предоставление жилых помещений указанным категориям граждан осуществляется на основании существующей очередности.

Истец считает, что оспариваемая норма вступает в противоречие со ст. 8 закона № 159-ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот. В ч. 2 этого документа указано, что обеспечение жилой площадью осуществляется на основании заявления гражданина. Кроме того, о первоочередном предоставлении жилья детям сиротам говорит и судебная практика.

Филатов Д. И. является ребенком-сиротой и долгое время не может улучшить свои условия проживания. Принятие Постановления № 456 только усложняет реализацию его законных прав.

В порядке досудебного урегулирования спора жалоба в Правительство Москвы не подавалась.

В ст. 218 КАС РФ указано, что граждане, предприятия вправе обратиться в суд с иском о признании решений органов местного самоуправления неправомочными в том случае, если они ущемляют их права.

Руководствуясь изложенным, а также ст. 124, 125, 218, 220 КАС РФ, ст. 8 закона № 159-ФЗ,

Прошу суд:

Признать недействительным п. 6 Постановления Правительства Москвы № 456 «О порядке обеспечения жильем детей-сирот».

Приложения:

1) Почтовая квитанция с копией обратного уведомления о вручении искового заявления.

2) Текст Постановления № 456.

3) Копии документов, подтверждающих статус истца как сироты.

4) Доказательства нахождения истца в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец: Филатов Д. Ю.

Рекомендации при оспаривании ненормативных актов

Признание нелегитимными актов от местных властей является отдельной категорией дел, рассматриваемых по своим правилам. Перед подачей административного искового заявления требуется провести определенную подготовку. Более того, желательно все делать вместе с юристами.

Ниже приводятся пять основных советов, которые помогут административным истцам. Они касаются как составления текста обращения в суд, так и тактики ведения процесса.

Перечень рекомендаций:

  1. В исковом заявлении реквизиты предмета обжалования упоминаются полностью. Сказанное касается также дат принятия и вступления в силу. Ведь они могут быть разделены по времени.
  2. Непременно указывается список федеральных законов, которым противоречит обжалуемый ненормативный акт. Каждое несоответствие подкрепляется указанием номеров и пунктов статей.
  3. В случае если по мнению истца спорный документ был принят с нарушением компетенции муниципального органа, приводится убедительное правовое обоснование.
  4. Отдельно заявление должно содержать блок, где обосновывается, чем объект иска ущемляет права заинтересованной стороны.
  5. Иногда к заявлению прикладывается мнение экспертов относительно легитимности ненормативного акта. Особенно это характерно для ситуаций, когда подается коллективное обращение.

После вступления решения суда в силу необходимо проверить состояние его исполнения. Для этого осуществляется периодический мониторинг законодательной базы. О наличии судебного решения обязательно появляется ссылка в самом ненормативном акте.

Олег Владимирович Росляков, источник sud-isk.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/ned-resh/kak-priznat-nedejstvitelnym-akty-organov-vlasti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.