Иски к государственным и муниципальным органам

Содержание

Вопрос 62. Иски к государственным и муниципальным органам

Иски к государственным и муниципальным органам

/.Особенностиисков к государственным

имуниципальным органам 2. Виды исков кгосударственным

имуниципальным органам

1. Особенности исков к государственным и муниципальным органам:

• ониподаются к указанным органам не как ксубъектам гражданского права,а как к органампубличной власти, наделеннымопределенными властными полномочиями;

• указанныеиски направлены на стабилизациюгражданско-правовых от­ношенийи недопущениепроизвольного вмешательства публичнойвлас­ти в частные дела.

2. Виды исков к государственным и муниципальным органам:

иско признании недействительным акта,нарушающего право собствен­ности.

Основаниемдля признания нормативного илиненормативного акта государственногоили муниципального органа или должностноголица недействительным является егопротиворечие закону или иным правовымактам; обжалование указанных актовпроизводится в соот­ветствии с ЗакономРоссийской Федерации от 27 апреля 1993года “Об обжаловании в суде действийи решений, нарушающих права и свободыграждан”;

иско неправомерном прекращении правасобственности наосновании ненормативного актагосударственного или муниципальногооргана (на­пример, в случае незаконногоизъятия земельного участка длягосудар­ственных нужд);

иско возмещении ущерба, причиненногоизъятием имущества у собствен­ника.

Вопрос 63. Гражданско-правовая защита ограниченных вещных прав

/.Способызащиты ограниченных вещных прав

2. Притязания на вещные права

Субъектограниченного вещного права можетзащищать свое право теми же способами,что и собственник. Согласност. 305 ГК он обладает пра­вом на подачувиндикационного и негаторного исков.Для защиты сво­его права несобственникобязан доказать наличие у него законногоос­нования (титула) на владениеимуществом.

Ст.234 ГК устанавливает защиту правфактическогодобросовестного вла­дельца отпритязаний со стороны третьих лиц, неявляющихся соб­ственниками имущества,а также не имеющих прав на владение имв силу иного (предусмотренного закономили договором) основания.

Вопрос 64. Понятие и принципы авторского права

/.Понятиеавторского права 2. Принципы авторскогоправа

1.Авторское право -гражданско-правовой институт, регулирующийиму­щественные и личные неимущественныеотношения, связанные с со­зданием ииспользованием произведений литературы,науки и искус­ства.

2. Принципы авторского права:

.свобода творчества;

.сочетание личных интересов автора иобщественных интересов; воз­можностьиспользования авторских произведенийдля удовлетворения личных потребностейдругих лиц;

.моральное и материальное стимулированиеавторов, выраженное в признании за нимиопределенного комплекса личныхнеимуществен­ных и имущественныхправ;

• защитаправ авторов.

Вопросыавторского права урегулированы рядоммеждународных кон­венций, а такжеЗаконом Российской Федерации “Обавторских и смеж­ных правах” от 9июня 1993 года.

Вопрос 65. Основные категории авторского прав

1.Объекты авторских прав

2.Субъекты авторских прав т

3.Соавторство

4.Зависимые произведения ……….

5.Смежные права

1.Объекты авторскогоправа – это произведения науки, литературыи ис­кусства, которые:

.являются результатом творческойдеятельности, то есть интеллекту­альнойдеятельности, направленной на созданиенового (оригиналь­ного) произведения;

.имеют объективную форму выражения, тоесть могут быть воспроиз­ведены безучастия автора (рукопись, фонограмма ит. п.).

Вст. 6 Закона “Об авторских и смежныхправах” приведен примерный переченьобъектов авторского прав.

2.Субъекты авторскогоправа – авторы,тоесть физическиелица, творчес­ким трудом которыхсозданы произведения.

Иностранныйгражданин можетбыть субъектом авторского права вРос­сийской Федерации, если егопроизведение выпущено в свет натерри­тории Российской Федерациилибо находится на ней в какой-либообъек­тивной форме. Во всех остальныхслучаях иностранный гражданин признаетсяавтором по российскому праву только всилу специально заключенных РоссийскойФедерацией международных соглашений.

Авторы- этопервоначальныесубъектыавторского права.

Вопределенных случаях появляются и иныесубъекты авторского права, которыенепосредственноне участвовали всоздании произведения (пра­вопреемники)',наследники,государство, определенные юридическиелица.

К ним по договору или в порядкенаследования переходят опреде­ленныеправа по использованию произведений(право на опубликова­ние, распространениеи т. п.). Однако автором все равно признаетсято лицо, творческим трудом которогосоздано произведение.

3.Соавторство -создание произведения совместнымтворческим трудом двух или более лиц(соавторов). Авторское право на такоепроизведение принадлежит соавторамсовместно.

Признакисоавторства:

.совместный творческий труд;

• созданиеобщего произведения;

.принадлежность авторского права напроизведение всем соавторам совместно.

Еслисовместно созданное произведениеобразует неразрывное целое, то этонераздельноесоавторство.

Еслиобщее произведение состоит из частей,каждая из которых имеет самостоятельноезначение, то это раздельноесоавторство (например,слова и музыка к песне, написанныеразными авторами). В этом случае каждыйиз соавторов вправе использоватьсозданную им часть произве­дения посвоему усмотрению, если иное непредусмотрено соглашени­ем междуними.

4.Субъектами авторского права на зависимыепроизведения (сборники,пе­реводы) являются физические лица,творческим трудом которых они созданы(составители сборников, переводчики).Для использования при создании сборникови переводов произведений, являющихсяобъекта­ми авторского права, необходимополучение согласия их авторов.

5.Закон выделяет также четыре группысмежныхправ, которыеохраняют­ся наряду с авторскими:

.исполнительскиеправа (праваисполнителей на их исполнение ипо­становки);

.фонограммныеправа (правапроизводителей фонограмм на ихфоног­раммы);

• праваорганизаций эфирноговещания на их передачи в эфир',

• праваорганизаций кабельноговещания на их передачи для всеобщегосведения.

Источник: https://studfile.net/preview/6190014/page:40/

Возмещение вреда, причиненного органами государственной власти

Иски к государственным и муниципальным органам

   Возмещение убытков за действие и решения государственных органом и органов местного самоуправления вполне реализуемое мероприятие. По общему правилу основанием для получения компенсации являются факты несения реального ущерба или упущенной выгоды.

   Понятие реальный ущерб включает в себя несение гражданином расходов в случае, если его право было нарушено, а также необходимость нести расходы для восстановления нарушенного права. Упущенной выгодой закон называет неполученные доходы, которые гражданин мог получить в ситуации, когда его право не было нарушено.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет возместить вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!!!

Основания для возмещения убытков

   Основания для возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления выделены законом как отдельный вид гражданской ответственности государственных органов. Статья 16 Гражданского Кодекса РФ среди основания для возмещения указанных убытков называет:

  1. Незаконные действия государственных органов. Незаконность действий государственного органа, как основание для наступления гражданской ответственности перед потерпевшим, состоит в отсутствии законных оснований для произведения определенных действий, нарушением установленных законом процедур и изданием не основанном на законе акта, незаконным бездействием должностного лица государственного органа.
  2. Издание не соответствующего закону (или иному правовому акту) акта государственного органа. Следует учитывать, что основание для возмещения ущерба, причиненного изданием государственным органом не соответствующего закону акта возникает только в случае признания такого акта незаконным. Еще подробнее про признание решений государственных органов вне закона на нашем сайте по ссылке.

   Таким образом, основаниями для возмещения убытков, причиненных государственными органами, являются расходы гражданина, связанные с нарушением его прав незаконными действиями государственных органов, изданием государственным органом акта, несоответствующего закону.

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами

   Последовательность действий для возмещения убытков, причиненных государственными органами, включает порядок обращения в государственный орган, а при наличии разногласий по поводу причиненного ущерба – обращение в суд. При этом обращение в государственный орган не является обязательной процедурой, которая должна предшествовать обращению в суд. Гражданин вправе выбрать порядок возмещения убытков.

   Обращение в государственный орган, причинивший вред, должно соответствовать общим требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан». В обращении необходимо указать:

  • Наименование государственного органа или должностное лицо, которому адресуется обращение
  • Свои фамилию, имя, отчество
  • Почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа на обращение
  • Личная подпись
  • Дата обращения

ВАЖНО: в обращении излагаются обстоятельства незаконных действий государственного органа, указываются данные о понесенном ущербе, излагается предложение возместить ущерб. Свои доводы необходимо подкрепить имеющимися доказательствами понесенных расходов или необходимости понести такие расходы.

   Обращение направляется в государственный орган, действия которого привели к несению убытков или должностному лицу такого органа, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса. Как правило, таким лицом является руководитель органа, его управлений, руководитель территориальных отделений органа.

   Порядок обращения в суд для возмещения убытков, причиненных государственными органами, регулируется правилами Гражданского и Гражданско-процессуального законодательства.

Гражданин предъявляет в суд исковое заявление с соблюдением требований в форме и содержанию искового заявления, соблюдением требований к подсудности иска, определив ответчика.

В судебном разбирательстве по делу гражданин обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается.

   Как правило, для возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа, необходимо доказать:

  • Неблагоприятные последствия в виде причинения вреда.
  • Факт несения расходов гражданином
  • Незаконность действий государственного органа.
  • Причинная связь между противоправными действиями и причиненным вредом.
  • Вина – субъективное условие ответственности

   Причиненный государственным органом вред возмещается из казны Российской Федерации, казны субъекта.

Подсудность исков к казне РФ

   Надлежащим ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, является публично-правовое образование, а именно – Российская Федерации или ее субъекты.

   В соответствии с действующим законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов выступают в суде органы государственной власти, в рамках их компетенции. В случае требований к казне РФ, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель денежных средств в лице соответствующего финансового органа или иного управомоченного органа.

   К примеру, если вред гражданину был причинен незаконными действиями должностных лиц следственного комитета РФ, то ответчиком по гражданскому иску будет Следственный комитет, осуществляющий функции главного распорядителя бюджетных средств. Если вред был причинен незаконными действиями (бездействием) судебного пристава – исполнителя, то от имени РФ ответчиком по иску будет Управление Федеральной службы судебных приставов.

   Дела, ответчиком по которым является территориальные органы государственной власти, подсудны районным судам.

В зависимости от характера вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, иск о возмещении такого вреда может быть подан в районный суд по месту выбору истца.

Так, дела, связанные с возмещением убытков вследствие незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, незаконным применением меры пресечения могут предъявляться в суд по месту жительства истца.

   Кроме того, иск о возмещении убытков и компенсации морального вреда вследствие нарушения государственным органом прав субъекта персональных данных может быть так же подан по выбору истца.

По выбору истца может быть подан иск о возмещении вреда, причиненного здоровью, причиненного увечьем или полученным в результате потери кормильца, о восстановлении нарушенных пенсионных и жилищных прав и взыскании компенсации полученного вреда.

   В остальных случаях исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти или территориального органа.

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти

   Законодательством предъявляются общие требования к форме и содержанию искового заявления.

   Исковое заявление должно подавать в суд в письменной форме. Необходимо указать:

  • наименование суда
  • истца
  • место жительства истца
  • наименование ответчика и его место нахождения

   Кроме того, в основной части искового заявления необходимо описать обстоятельства, на которых основываются требования истца и перечислить доказательства, которыми такие обстоятельства подтверждаются. В исковом заявлении должна быть указана сумма требования о возмещении вреда, а также расчет данной суммы.

   К исковому заявлению о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, прилагаются копии иска по количеству ответчиков и третьих лиц, документ об оплате государственной пошлины. Кроме того, необходимо приложить к исковому заявлению документацию, подтверждающую обстоятельства причинения ущерба незаконными действиями государственного органа.

ВНИМАНИЕ: исковое заявление может быть подписано как истцом, так и его представителем.

   Обязанность оплатить государственную пошлину при подаче иска о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, не распространяется на истцов по искам о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием, а также малоимущие лица и инвалиды. Ряд оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины распространяются только на случаи, когда цена иска не превышает 1000 000 рублей.

ПОЛЕЗНО: читайте еще советы, как правильно написать иск по ссылке, а также смотрите ВИДЕО

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

   Деятельность государственных органов исполнительной власти часто связана с риском нанесения ущерба жизни и здоровью, имуществу физических и юридических лиц.

Этот риск обусловлен специальными полномочиями на применение физической силы к лицам, совершающим правонарушения.

Осуществление таких специальных полномочий, если они основаны на законе, являются правомерными действиями государственного органа. Однако, такой вред так же подлежит компенсации.

   На практике, чаще всего причинителями вреда вследствие осуществления специальных полномочий являются органы следствия, дознаний, полиции, органы исполнения решений суда и приговоров, таможенные органы.

   Для возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственного органа, оценке подлежат два момента – характер причинивших вред действий (их правомерность, основанность на законе, их соответствие необходимым мерам), а также наличие правовой нормы, закрепляющей ответственность за вред, причиненный этими действиями.

   Так, прямые указания на возмещение вреда лицам, понесшим ущерб ввиду правомерных действий государственного органа, содержит федеральный закон «О противодействии терроризму».

Указанный закон своими нормами правомерным причинением вреда называет лишение жизни террориста, причинение вреда здоровью и имуществу такого лица.

Кроме того, правомерным причинением вреда называется причинение вреда интересам личности, общества и государства при пресечении террористического акта, осуществлении иных контртеррористических мер.

   Нормы, направленные на возмещения вреда, причиненного правомерными действиями сотрудников таможенных органов содержатся в Таможенном Кодексе ЕАЭС. В соответствии со ст. 352 ТК ЕАЭС, причиненные правомерными действиями органов таможни убытки не подлежат возмещению.

Исключением являются случаи, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС.

Учитывая, что российским законодательством не применяются специальные нормы, направленные на возмещение вреда от правомерных действий таможенных органов, возможность возмещения такого вреда не имеет прямых оснований.

   Таким образом, возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, является казуальным правовым вопросом, требующим оценки в каждом индивидуальном случае.

Помощь адвоката в вопросе получения компенсации с государства

   В случае необходимости взыскания компенсации за вред, причиненный незаконными или правомерными действиями государственного органа, чаще всего необходима помощь адвоката по гражданским делам г. Екатеринбург.

   Наш адвокат сможет:

  • оценить возможность возмещения вреда
  • определить основания возмещения вреда
  • составить исковое заявление
  • представлять интересы доверителя в суде
  • оказать иную юридическую помощь на основании заключенного с нами соглашения

   Профессиональный адвокат способен правильно выбрать способ защиты права, верно обосновать исковые требования и доказать обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела. Все еще думаете?! Пора начинать сотрудничество с нами, звоните уже сегодня!!!

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/vozmeshhenie-vreda-prichinennogo-organami-gosudarstvennoj-vlasti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.