Особенности договоров перевозки

Договор перевозки грузов: особенности, условия и ответственность

Особенности договоров перевозки

20.06.2018

источник картинки: belta.by

Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

Заключая договор перевозки со SteamTrend, вы можете быть спокойны. В наших договорах нет подводных камней и мелкого шрифта. Ваше доверие для нас важнее.

Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Оформление договора перевозки грузов

Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке.

Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки.

При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

  • удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
  • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
  • сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
  • сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
  • качественный паспорт на нефтепродукты.

Существенные условия договора перевозки

Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

  • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
  • сопроводительные документы на груз;
  • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
  • размер провозной платы и порядок расчетов;
  • требования к транспорту перевозчика;
  • срок и порядок предоставления транспорта;
  • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
  • порядок погрузки/выгрузки груза;
  • условия хранения груза в терминале перевозчика;
  • срок доставки груза;
  • порядок признания груза утраченным.

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством. 

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. Заэто нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости.

Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена.

 Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается.

Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель.

Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности.

Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Особенности договора перевозки

  1. Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.

  2. По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.

  3. Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.

  4. Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».

  5. Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.

  6. Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на  право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.

  7. Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной. 

Источник: https://steamtrend.ru/useful/article/dogovor-perevozki-gruzov-osobennosti-usloviya-i-otvetstvennost.html

Как составить договор по перевозке груза различными видами транспорта?

Особенности договоров перевозки

С необходимостью перевезти груз из одного места в другое сталкиваются как физические, так и юридические лица. Автомобильный транспорт в этой сфере будет оптимальным решением, поскольку он предлагает самые доступные услуги.

Особенности сферы услуг по транспортной перевозке грузов

Договор на перевозку – это соглашение между владельцем груза и другим лицом, которое имеет право предоставлять услуги на постоянной основе. Главное условие – наличие лицензии для осуществления этой деятельности.

В этих отношениях может присутствовать и третья сторона – получатель груза, который так же фиксируется в документе. Но его подпись на договоре не относится к обязательным условиям. Ведь, с юридической точки зрения, понятие, получатель груза,  не относится к сторонам данного соглашения.

Договор перевозки — особенности и виды.

Согласно договору на автоперевозки, одна сторона – грузоотправитель, поручает услугу другой стороне – перевозчику.

Грузоперевозчики отвечают не только за то, чтобы перевозка прошла своевременно. И согласно маршруту, который был разработан заранее. Но и за дальнейшую сохранность продукции, её правильную разгрузку и погрузку на любые виды транспорта.

О законодательной базе

Есть несколько документов, которые регулируют любые отношения в данной сфере:

  1. ФЗ №127.
  2. Устав службы по автотранспорту.
  3. Постановление Правительства №554, принятое в 2006 году.
  4. ФЗ №87. О транспортной деятельности на российской территории.
  5. Глава 40 в Гражданском Кодексе. И глава 41 того же документа.

Имеются и другие бумаги, с более узкой направленностью.

  • Методические рекомендации Министерства Здравоохранения.
  • Приказ Минтранса №15.
  • Приказ МинТранспорта №73.
  • Закон о лицензировании деятельности перевозчиков.

Понятие и содержание договора перевозки

Любой договор на оказание услуг, в том числе и по перевозке – документ, имеющий официальную письменную форму. На основании этого документа перевозчик и грузоотправитель сотрудничают друг с другом. Образец договора перевозки грузов можно скачать бесплатно ниже.

Что должно быть отражено в таком договоре

  1. Любые аспекты, которые имеют важное значение, согласно мнению каждой стороны. Но внесение дополнительных пунктов возможно только после предварительного согласования.
  2. Информацию об ответственности и правах с обязанностями.

    Чем полнее эти разделы – тем меньше споров возникает в дальнейшем.

  3. Стоимость услуг, подлежащих оказанию. После перевозки организация должна получить определённое вознаграждение.

    Размер этого вознаграждения определяется множеством факторов, которые включают скорость доставки, расстояние с весом и так далее. Рекомендуется указать способ перечисления средств и сроки, в которые этот вопрос необходимо решить.

  4. Время, за которое доставка должна быть завершена.

    Относится к существенным условиям договора. Можно указать не только конечные сроки, но и время прибытия в промежуточные пункты.

  5. Предмет соглашения. Основная оказываемая услуга – доставка груза по адресу, указанному первой стороной. Нужно указать, какие именно вещи должны прибыть к получателю.

Если возникла необходимость внести какие-либо новые условия, но уже в ходе перевозки – заключаются дополнительные соглашения. Текст договора дополнений и исправлений не предусматривает.

Об особенностях договоров по перевозке грузов, подробно смотрите в этом видео:

О существенных условиях

Есть несколько условий, играющих самую важную роль:

  • Сроки, за которые соглашение выполняется. Наложение штрафных санкций недопустимо лишь в том случае, если водитель не исполнил обязательства по причинам, которые от него не зависят. В число обстоятельств с непреодолимой силой входят: теракты, военные действия, сложные погодные условия и так далее. При других обстоятельствах ответственность сохраняется в полном объёме.
  • Цена договора вместе со способами и временем оплаты.

Дополнительные пункты

При взаимном согласии, можно включить в соглашение следующие дополнительные пункты:

  1. Вид транспортного средства, на котором перевозится груз. По умолчанию, сами исполнители представляют машины с подходящими габаритами.
  2. Маршрут для движения. Если вопрос не оговаривается, то надо считать, что водителю рекомендуют выбирать кратчайшую дорогу.
  3. Время на погрузку и разгрузку.

Важно, чтобы автомобили были чистыми, находились в исправном виде.

  1. Обязанность сохранить груз. Желательно указать все аспекты, связанные с этим вопросом.

Какими правами и обязанностями наделяются стороны

В число обязанностей грузоотправителя входят:

  • Обеспечение быстрой разгрузке в пункте назначения.
  • Проведение оплаты в указанные сроки. Включая простой транспорта, если он случился из-за обстоятельств с непреодолимой силой.
  • Обеспечение водителя всеми сопроводительными документами. Не противоречащими законодательству.
  • Предоставление груза в указанные сроки.

Образец товарной накладной.

Прав у отправителей чуть меньше в этом случае:

  1. Получение компенсации, если ущерб был причинён исполнителем.
  2. Самостоятельная слежка за выполнением своего заказа.

Отправитель груза может нести материальную ответственность за задержку отправки. Или за документацию, которая была составлена с ошибками.

У перевозчика есть свой набор обязанностей:

  • Своевременное уведомление обо всех задержках и простоях.
  • Контроль сохранности груза.
  • Доставка предметов в оговорённые сроки, точно по адресу.
  • Предоставление транспортного средства в соответствующем состоянии с технической точки зрения.

Но есть у грузоперевозчика и права. Например, по контролю разгрузки и погрузки. Они могут выставлять требование, чтобы исполнители ставили отметки в документах по мере выполнения заказов.

ответственность для исполнителей: сохранность груза и соблюдение сроков.

Порядок заключения договора

При заключении соглашений придерживаются следующих действий:

  1. Составление письменной заявки, передача её исполнителям. В этой заявке полностью описывают груз, по характеристикам и внешнему виду. Указывают всю информацию по маршруту следования, от начала до конца.
  2. Исполнитель рассчитывает стоимость по данным из заявки. И сообщает заказчику предварительные результаты.
  3. Далее выясняют основные детали, согласуют условий договора.
  4. Последний этап – оформление в письменном виде.

Какие документы понадобятся

Исполнитель в качестве дополнений может использовать:

  • Документы на водителей, которые подтверждают соответствующую квалификацию.
  • Доказательства законного права собственности на транспортное средство.
  • Копии лицензии, позволяющей заниматься грузоперевозками.
  • Копии учредительных документов.

Что нужно проверять, когда груз приходит

Именно грузополучатели могут подтвердить, что перевозчик выполнил свои обязательства по основному соглашению. То есть, были соблюдены сроки, а сами вещи нисколько не пострадали в пути.

Приёмка происходит на основании так называемой транспортной накладной.  Образец транспортной накладной можно скачать ниже бесплатно. Ещё понадобятся сопроводительная ведомость и путеводный лист.

Не рекомендуется принимать груз, если у него отсутствует транспортная накладная. Это уже говорит о том, что сам договор был оформлен с нарушениями. Тогда даже в судебном порядке будет сложно привлечь кого-либо к ответственности.

Если же документы составлены по правилам, накладная должна описывать:

  1. Состояние самого груза вместе с упаковкой и тарой.
  2. Вес, а также количество грузовых мест.
  3. Пломбы, информация об их наличии и сохранности.
  4. Фактическое время, когда груз был передан принимающей стороне.

Что нужно указывать в договоре о перевозке грузов, подробно в этом видео:

Разные виды транспорта

Железнодорожный транспорт выделяется из-за того, что обеспечивает наибольший объём выполнения услуг. Это направление так же отличается многопрофильностью.

Права и обязанности сторон так же предусматриваются транспортным законодательством. Грузы перевозятся в местном, либо в прямом сообщении. Всё зависит от того, сколько участков железных дорог участвует в процессе.

Что касается внутренних водных путей, то этот вид перевозки регулируется так же, как и с использованием других видов транспорта. соглашений регулируется внутренним Водным Кодексом.

Наконец, воздушная перевозка бывает внешней, внутренней и коммерческой. Обычно авиационные предприятия имеют статус юридических лиц. Договор составляется на основе классических правил.

Об ответственности по договору

В размере стоимости несётся ответственность, если груз был сдан к перевозке с объявлением данной стоимости. Если сохранность нарушена, то переходят к составлению коммерческого акта, обеими сторонами. Перевозчик должен доказать свою невиновность.

Перевозчик так же отвечает за просрочки.

Владельцы груза должны указывать только информацию о грузе, которая соответствует действительности. И своевременно вывозить вещи со своей территории.

Условия и порядок расторжения

Расторгают договор на следующих основаниях:

  • Невозможность исполнения обязательств.
  • Надлежащее исполнение.
  • Другие виды прекращения обязательств.

Если условия нарушаются, то одна из сторон может отказаться от исполнения. Либо потребовать устранения обнаруженных недостатков. Когда инициатором выступает грузоотправитель, то он и несёт все расходы, связанные с процессом.

Заключение

Транспортная накладная – это специальный документ, который станет главным подтверждением наличия самих отношений, связанных с перевозкой.

А сам единый договор позволит избежать дополнительных спорных ситуаций во время сотрудничества. Отметки в транспортной накладной так же служат доказательством того, что перевозчик свои обязанности выполнил.

Дополнительно можно предусмотреть запрет на то, чтобы компания удерживала у себя груз для увеличения платы за хранение. Такие действия станут прямым нарушением действующего законодательства. И приведут минимум к административной ответственности.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://Jasno.ru/sfera-uslug/perevozki/dogovor-perevozki-gruzov.html

Особенности и виды договора перевозки грузов

Особенности договоров перевозки

По договору перевозки грузовперевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Особенности договора перевозки грузов:

• договор перевозки грузов является двусторонним и возмездным;

• наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор;

• сам по себе договор перевозки грузов является реальным, то есть он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Обязанности же по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов;

• договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством;

• провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.

Виды договора перевозки грузов. По виду транспорта различают:

• договоры перевозки транспортом общего пользования:

а) договоры перевозки железнодорожным транспортом;

б) договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки воздушным транспортом;

• договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки морским транспортом:

а) международные морские перевозки;

б) перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).

По числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика, различают:

• перевозки в местном сообщении, когда на стороне перевозчика выступает одна транспортная организация;

• перевозки в прямом сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по одному транспортному документу;

• перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациями разных видов транспорта по одному транспортному документу. Согласно Гражданскому кодексу РФ должен быть принят специальный закон о прямых смешанных перевозках. В настоящее время до его принятия прямые смешанные перевозки регулируются Транспортным уставом железных дорог.

По договору прямой (в том числе и смешанной) перевозки грузов каждый перевозчик несет ответственность за выполнение всего договора перевозки в целом, а впоследствии перевозчики производят между собой необходимые взаиморасчеты.

Однако по общему правилу требования грузоотправителя или грузополучателя могут быть предъявлены лишь перевозчиком пункта отправления и пункта назначения.

На железнодорожном транспорте в зависимости от количества груза различают:

• мелкие перевозки (до десяти тонн);

• повагонные перевозки;

• помаршрутные перевозки (перевозки целыми железнодорожными составами). На морском транспорте различают:

• линейные регулярные перевозки, осуществляемые на определенные направления по твердому расписанию;

• трамповые (нерегулярные) перевозки, осуществляемые на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.

Договор фрахтования (чартер) особенно широко применяется на морском и воздушном транспорте.

По договору фрахтования (чартеру)фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

На морском и внутриводном транспорте применяются договоры буксировки и тайм-чартера.

По договору буксировкивладелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определенного времени либо для выполнения маневра.

По договору тайм-чартера(фрахтования судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) другой стороне (фрахтователю, арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. По своей сути договор фрахтования на время является договором не транспортного, а арендного типа.

Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов заключаются между перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических перевозок грузов или между транспортными организациями для рациональной организации перевозок грузов и являются скорее договорами организационного, а не транспортного типа.

Заключение и содержание договора перевозки грузов

По договору перевозки грузовперевозчик обязан предоставить транспортные средства под погрузку груза в сроки, установленные принятой от грузоотправителя заявкой или договором об организации перевозок. Большинство транспортных организаций являются перевозчиками транспортом общего пользования, которые обязаны заключить договор перевозки с любым обратившимся к ним юридическим лицом или гражданином.

Договор перевозки грузов реальный, поэтому он считается заключенным с момента получения перевозчиком груза от грузовладельца.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают меры ответственности за неподачу транспортных средств и непредъявление грузов (в форме неустойки), а также обстоятельства, освобождающие от такой ответственности (непреодолимая сила, введение ограничений перевозок грузов).

Заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Транспортная накладная применяется на железнодорожном, автомобильном, воздушном и речном транспорте. Коносамент применяется на морском и речном транспорте.

Функции транспортной документации:

• доказательство заключения договора;

• дает право на распоряжение грузом;

• морской коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой.

Транспортные документы составляются по установленной форме на специальных бланках.

Источник: https://cyberpedia.su/17xe1d4.html

Договор перевозки груза, его особенности и виды

Особенности договоров перевозки

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату(п.1 ст. 785 ГК).

Таким образом, согласно этому определению, договор перевозки относится к числу двусторонних и возмездных договоров.

Его особенностью является наличие в договоре третьего лица — получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора перевозки не участвует, однако наделяется правом требовать от перевозчика выдачи груза.

Именно поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК).

Право получателя груза требовать его выдачи вытекает из другого договора, заключенного с грузоотправителем, например договора поставки, купли-продажи.

Однако возможны случаи, когда получателем груза выступает сам грузоотправитель, отправивший груз в адрес своего филиала, в этом случае третьего лица в договоре перевозки не будет.

Кроме того, получателем груза может выступать экспедитор отправителя или получателя груза, который оказывает им соответствующие услуги.

В силу такой структуры договорных отношений отправитель и получатель груза не обладают взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки, ибо их связывают иные договорные отношения.

Как отправитель, так и получатель груза имеют определенные права и обязанности в отношении перевозчика, причем объем этих прав и обязанностей различен, что обусловлено разными задачами отправителя и получателя груза в процессе перевозки и тем обстоятельством, что после отгрузки собственником груза обычно становится грузополучатель (ст. 223-224 ГК).

Договор перевозки груза подчинен общим началам обязательственного права (гл. 21-26 ГК), а также общим положениям о договоре (гл. 27-29 ГК) и предусматривает общие правила об условиях договора, его заключении, изменении и расторжении.

Однако, ввиду диспозитивного характера большинства норм ГК в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций, заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта.

В зависимости от вида транспорта различают договоры перевозки груза железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренневодным транспортом.

Два первых объединяются в договоры перевозки наземным транспортом. Перевозки внутри страны на морском транспорте называются каботажем. Различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов).

Если на стороне перевозчика выступает только одна транспортная организация, такой договор перевозки обычно именуется перевозкой в местном сообщении.

При наличии на стороне перевозчика нескольких исполнителей, когда заключается один договор перевозки и выдается один транспортный документ, перевозка является прямой (перевозка в прямом сообщении).

Перевозка грузов в прямом сообщении может выполняться также перевозчиками разных видов транспорта, и тогда она именуется прямым смешанным сообщением.

В рамках изложенной общей классификации перевозок необходимо различать разные виды договоров перевозки груза, которые ввиду различий в организации производственной деятельности отдельных транспортных отраслей имеют на некоторых видах транспорта значительные правовые отличия.

На железнодорожном транспорте перевозки различаются в зависимости от количества перевозимого груза: мелкие (до 10 тонн) и повагонные отправки, а массовые грузы (уголь, нефть, лес и др.

) могут отправляться маршрутами. Мелкие отправки (до 2 тонн) применяются также на автомобильном транспорте.

Для названных отправок установлены различные провозные платежи и действуют разные сроки доставки груза.

Особенностью железнодорожного транспорта являются перевозки грузобагажом, когда мелкие партии груза перевозятся в почтово-багажных поездах или в багажных вагонах пассажирских поездов, если они не полностью загружены. Сроки доставки таких грузов являются более короткими, однако тарифы за перевозку — повышенными.

Значительные правовые особенности имеет договор перевозки груза на морском транспорте. Здесь различаются, прежде всего, линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные) перевозки.

Первые осуществляются на определенных направлениях, как правило, по твердому расписанию и подчинены установленным для данной линии условиям перевозок, отражаемым в коносаменте.

Трамповые перевозки выполняются на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.

На морском транспорте при предоставлении для перевозки всего судна, его части или определенных помещений заключается договор чартера, а при отсутствии такого условия договор морской перевозки выполняется на основании коносамента.

Чартер требует согласования между сторонами широкого круга условий перевозки (в том числе — сроков подачи судна, норм выполнения погрузо-разгрузочных работ), и такой договор обычно заключается на основании типовых проформ, разрабатываемых объединениями морских перевозчиков.

На морском и внутренневодном транспорте ввиду особенностей его транспортного процесса применяются еще два договора, которые имеют специальное назначение, но могут использоваться также для осуществления перевозок груза. Это договоры буксировки и тайм чартера.

В силу договора буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо в течение определенного времени, либо для выполнения маневра.

Буксировка леса в плотах подчинена правилам о договоре перевозки, в отношении других видов буксировки установлены специальные правила, так как задачи буксировки в этих случаях будут иными и требуют особого регулирования.

По договору тайм чартера, который применяется на морском транспорте и именуется также договором фрахтования судна на время, судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) другой стороне — фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей.

В гл. 40 ГК “Перевозка”, наряду с правилами о договоре перевозки, содержатся специальные нормы, регламентирующие:

· договор об организации перевозок (ст.798 ГК), который может заключаться перевозчиком и грузовладельцами при осуществлении систематических перевозок;

· договор между транспортными организациями (ст. 799 ГК), заключаемый организациями различных видов транспорта в целях рациональной организации работ по обеспечению перевозок грузов, в особенности операции по передаче грузов в пунктах перевалки, их централизованном завозе и вывозе.

Оба названных договора — особые договоры транспортного права, которые обслуживают процесс транспортировки, но договором перевозки не являются и должны быть отнесены к числу договоров подрядного типа, регулируемых в основном нормами транспортного права и субсидиарно — общими нормами о подряде.

На транспорте заключаются и некоторые другие договоры, которые не являются договорами перевозки груза, однако тесно связаны с процессами транспортировки грузов и регламентируются в рамках транспортного законодательства.

Среди таких договоров особо важными и одновременно специфичными являются договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов, которые заключаются между крупными грузовладельцами и железными дорогами и их отделениями.

В договоре перевозки груза его участники наделены разнообразными по содержанию правами и обязанностями, которые отражают особенности транспортных операций и реализуются на различных стадиях возникновения и исполнения договора перевозки при заключении договора, в ходе транспортировки груза и, наконец, при выдаче груза в пункте его назначения.

В процессе заключения договора перевозки на перевозчике лежит обязанность подать для перевозки соответствующие транспортные средства, а на отправителе — предъявить груз.

Согласно п. 1 ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза.

Отправитель обязан предъявить груз в упаковке и таре, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке. Для отдельных видов грузов (например, опасных) правила перевозок устанавливают дополнительные требования к их упаковке, а также специальной маркировке. Отправитель вправе заменять ранее согласованные грузы иными, если они не требуют изменения условий перевозки.

Погрузка груза осуществляется транспортной организацией или отправителем в зависимости от характера отправки, условий договора с перевозчиком и предписаний транспортных уставов и кодексов. На железнодорожном транспорте погрузочные операции производятся в местах общего пользования (т. е.

на железнодорожных станциях) железной дорогой, а в других случаях (на подъездных путях клиентуры), а также при погрузке опасных, скоропортящихся, тяжеловесных, негабаритных, навалочных и наливных грузов — отправителем. На автомобильном транспорте погрузку выполняет по общему правилу отправитель, а на воздушном транспорте — перевозчик.

На водном транспорте погрузку, как правило, производят морские речные порты.

На всех видах транспорта установлены определенные сроки для выполнения погрузочных операций, призванные стимулировать их быстрейшее выполнение. При нарушении этих сроков уплачивается штраф, размер которого зависит от вида транспортных средств и продолжительности допущенной задержки и исчисляется по прогрессивно растущей шкале.

Для надлежащего исполнения договора перевозки и установления ответственности перевозчика за груз большое значение имеет определение веса перевозимого груза, который фиксируется на отдельных видах транспорта по-разному.

На железнодорожном транспорте действует правило, согласно которому вес определяет сторона, производящая погрузку, на автомобильном транспорте определение веса производится совместно отправителем и перевозчиком, на воздушном транспорте вес определяет перевозчик.

На морском и внутренневодном транспорте вес, по общему правилу, устанавливается отправителем, причем применяются специфические способы его фиксации: расчетным путем (по обмеру) и по осадке судна.

При этом на морском транспорте действует правило, согласно которому, если данные о весе грузов, перевозимых наливом, насыпью или навалом, не были перевозчиком проверены, он вправе включить в коносамент соответствующую оговорку.

Правовое значение такой оговорки состоит в том, что она перелагает бремя доказывания на грузовладельца: при недостаче веса (мест) грузовладелец обязан доказать правильность внесенных в коносамент сведений о грузе, что в большинстве случаев оказывается невозможным или, во всяком случае, достаточно сложным.

При принятии груза к перевозке его отправитель обязан уплатить провозные платежи, которые должны начисляться за расстояние по кратчайшему направлению перевозки.

На смену жесткой государственной регламентации транспортных тарифов, которые утверждались ранее центральными государственными органами, в настоящее время пришла смешанная система регулирования транспортных тарифов, допускающая определение ставок провозных платежей по соглашению участников договора перевозки груза.

В ходе перевозки грузоотправитель вправе давать в отношении перевозимого груза обязательные для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами. Однако рамки такого распоряжения грузом правилами перевозки ограничены в силу технических сложностей их исполнения.

Источник: https://studopedia.ru/16_103253_dogovor-perevozki-gruza-ego-osobennosti-i-vidi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.