Передача муниципального имущества в доверительное управление

Доверительное управление долей в ООО как способ совместить бизнес и госслужбу

Передача муниципального имущества в доверительное управление

Статьи 28 Сентября 2015 г.

Государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься бизнесом, но могут свои активы передать в доверительное управление

Госслужба и предпринимательская деятельность не совместимы. Если гражданин поступает на государственную или муниципальную службу, то он должен прекратить предпринимательскую деятельность.

Однако не всегда можно так легко расстаться с бизнесом – на службе может не сложиться, и в таком случае хорошо иметь собственное дело, в которое можно вернуться.

Могут быть и другие причины, по которым недавнему бизнесмену не захочется расставаться с бизнесом, переписывать активы и фирмы на родственников или друзей.

На самом деле все не так страшно, как это можно представить себе на первый взгляд. Бизнес и госслужба вполне могут сочетаться в одном добропорядочном гражданине.

Какие ограничения в сфере бизнеса установлены для госслужащих?

Действительно, государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (коммерческой организацией). Но что значит, предпринимательская деятельность? В соответствии с п.1 ст.

2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Т.е.

чтобы считаться предпринимателем, надо как минимум быть зарегистрированным в установленном порядке и заниматься тем, что может или должно приносить доход. Это как раз то, чем не имеют права заниматься госслужащие. Значит, перед тем как поступить на госслужбу необходимо в безусловном порядке прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

И здесь никаких вариантов нет. Правда, это не мешает, к примеру, сдавать в аренду принадлежащему госслужащему квартиру и получать от этого доход.

Но как быть с деятельностью коммерческих организаций? Сейчас все больше граждан открывают свое дело, иным образом участвуют в хозяйственных обществах, владеют акциями, долями в уставных капиталах. И поступление на госслужбу совсем не означает, что надо продавать свои акции, отказываться от долей в ООО т.д.

Все это – активы, которые могут приносить доход. Именно этим – возможностью получения дохода, возникновения конфликта интересов и обеспокоен законодатель, принявший нормы, которые устанавливают запреты, связанные с госслужбой.

Но на самом деле закон не устанавливает для государственных служащих ограничений по владению долей в ООО, акциями. Закон, конечно, ограничивает госслужащих. Но при этом существует несколько мифов, связанных с госслужбой.

Рассмотрим их более подробно.

Имеет ли право госслужащий владеть долей в ООО (обществе с ограниченной ответственностью)?

Владеть долей в уставном капитале коммерческой организации (ООО) можно, но нельзя участвовать в деятельности органов управления, т.е. нельзя быть руководителем организации, принимать решения на общем собрании участников общества.

Что касается руководства организацией, то здесь все понятно – нельзя быть и директором ООО, и состоять на госслужбе. Много вопрос возникает, почему, к примеру, нельзя самому принимать участие в работе общего собрания участников ООО, принимать решения, ать, управлять коммерческой организацией.

Все очень просто – все решения участники общества принимают с целью получения прибыли, ради этого и создаются коммерческие организации.

Значит, выбирая директора, согласовывая осуществление крупной сделки, распределяя по итогам года прибыль, а также принимая другие решения в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления ООО, владелец доли руководствуется стремлением получить прибыль.

В таком случае, управление ООО государственным или муниципальным служащим может привести к возникновению ситуаций, когда могут пострадать интересы государства (региона, муниципалитета). Эта цепочка (личные интересы – интересы государства) не всегда короткая и прозрачная, но как показывает практика, часто реальная. В связи с этим, чтобы не допустить конфликта интересов, законодатель просто установил ряд запретов.

Какой же выход в таком случае может быть? Чтобы сохранить долю в ООО и не нарушить закон, государственный служащий должен передать свои активы в коммерческих организациях (долю в ООО) в доверительное управление. Такое требование установлено в различных нормативных правовых актах. Так п.2. ст.

17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” предусматривает обязанность госслужащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

А вот Федеральный закон “О противодействии коррупции” в п.6. ст.

11 устанавливает обязанность госслужащего передать в доверительное управление ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) вне зависимости от того, есть ли конфликт интересов.

Формулировка указанной статьи такова, что эта обязанность жестко установлена в целях предотвращения конфликта интересов, и не важно, есть ли вероятность конфликта интересов или нет: должен передать в доверительное управление активы – и точка.

Т.е. в действующем законодательстве наблюдается некоторое противоречие по вопросу о том, всегда ли госслужащий должен передавать в доверительное управление свои активы – доли в ООО, акции и т.д. Пока это противоречие не устранено во избежание крайностей в виде увольнения со службы, госслужащим стоит оформлять передачу активов в доверительное управление, не пренебрегать этой обязанностью.

Какие изменения в существующем положении о передаче активов госслужащего в доверительное управление ожидаются?

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, которым предполагается устранить указанное противоречие. Законопроект внесен еще в 2013 году и принят в первом чтении в феврале 2014 года.

В целом законодатель оценил целесообразность его принятия, но пока до процедуры второго и третьего чтения законопроект не дошел и все еще ожидает рассмотрения.

В законопроекте предлагается сохранить обязанность госслужащих передавать указанные активы в доверительное управление только в том случае, если имеется конфликт интересов или имеется возможность такого конфликта интересов.

Некоторые юристы считают, что это откат назад, смягчение антикоррупционного законодательства.

Однако стоит понимать, что в любом случае в данном вопросе необходимо прийти к однозначному решению, в каких случаях госслужащий обязан передавать имущество в доверительное управление – всегда или только при угрозе возникновения конфликта интересов. А пока этот вопрос порождает неоднозначное толкование и споры, затруднения в применении законодательства.

Какое владение активами можно считать конфликтом интересов?

В законодательстве дано определение понятию конфликта интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Проще говоря, конфликт интересов – это ситуация, при которой имеется вероятность, что госслужащий действует или будет действовать в личных целях вопреки общественным (государственным) интересам.

В качестве примера можно привести случаи владения бизнесом в сфере строительства и ремонта дорог чиновником, возглавляющим какое-нибудь региональное министерство ЖКХ. Вероятность личной заинтересованности такого чиновника налицо, а значит, и конфликт интересов вполне может иметь место.

Поэтому в подобных случаях госслужащим однозначно необходимо передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций. При этом вряд ли возможен конфликт интересов, если у госслужащего из сферы ЖКХ имеется фирма, работающая в сфере дополнительного образования.

Однако пока в законодательстве имеются некоторые противоречия, госслужащему в любом случае необходимо передавать свои активы в доверительное управление.

Все ли госслужащие должны передавать активы в доверительное управление?

Статья 11 Федерального закона “О противодействии коррупции” распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в ней нет оговорок, позволяющих сделать иной вывод.

Таким образом, можно считать, что все государственные и муниципальные служащие обязаны в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Что касается формулировки «в соответствии с законодательством РФ», то у многих возникают вопросы, к чему это уточнение относится, что имел в виду законодатель.

Некоторые считают, что это касается установления правовыми нормами случаев, когда передача активов в доверительное управление обязательна, а поскольку пока такие отдельные нормы не приняты, то по их мнению, эту статью не надо применять. С такой точкой зрения нельзя согласиться.

Эта формулировка означает, что доверительное управление должно быть оформлено в соответствии с законодательством. В главе 53 Гражданского кодекса РФ содержатся нормы о договоре доверительного управления имуществом, в т.ч.

о доверительном управляющем, о существенных условиях договора доверительного управления. Именно ими госслужащий должен руководствоваться, принимая меры по предотвращению конфликта интересов.

Конфликт интересов может возникать в силу различных обстоятельств, и законом устанавливается порядок действий в случае, когда государственному или муниципальному служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или даже об обстоятельствах, которые могут привести к конфликту интересов.

Для разрешения таких ситуаций создаются комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Создание этих комиссий предусмотрено в обязательном порядке на федеральном и региональном уровне, а вот что касается муниципалитетов, то в соответствии с Федеральном законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” создание соответствующих комиссий возможно, но не обязательно.

Однако, что касается действий государственных и муниципальных служащих, если они владеют активами (долями в ООО, акциями и т.д.

), то здесь вариантов действий нет, и решение может быть только одно: передача их в обязательном порядке в доверительное управление. Эта обязанность установлена законом. Поэтому пока данная норма (п.6 ст.

11 Федерального закона “О противодействии коррупции”) не отменена, ни изменена, её необходимо применять.

Кому госслужащий должен передать активы в доверительное управление?

Итак, понятно, что госслужащему совсем не обязательно отказываться от доли в ООО, продавать её, выходить из общества, продавать акции. Можно просто передать эти активы в доверительное управление.

Но кто может быть доверительным управляющим? На самом деле, совершенно любой дееспособный человек. Обязанность передать имущество в доверительное управление для госслужащих установлена законом.

В связи с этим совершенно не обязательно, чтобы доверительным управляющим был индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

И хотя такая возможность очень часто реализуется посредством передачи активов в доверительное управление близким родственникам, а вместе с этим под сомнение можно поставить и достижение самой цели предотвращения конфликта интересов, все же запретов поступать именно таким образом в законе нет.

В последнее время высказывается точка зрения, что необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность госслужащих передавать активы в доверительное управление только независимым доверительным управляющим – предпринимателям и юридическим лицам.

Главным аргументом такой идеи указывается, что только так может быть достигнута незаинтересованность в использовании должностного или иного служебного положения.

Однако с таким подходом сложно согласиться, тем более что эта обязанность установлена законом, и обременять госслужащих еще и требованием заключать возмездный договор доверительного управления с независимым доверительным управляющим будет излишне жесткой мерой, способной привести к обратному эффекту.

Таким образом, учитывая, что обязанность госслужащего передать активы в доверительное управление установлена законом, то в силу ч. 1 ст.1015 Гражданского кодекса РФ доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Значит, госслужащему, владеющему активами, достаточно просто заключить с близким родственником (супругой, отцом и т.д.) договор доверительного управления, причем не обязательно возмездный.

Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то руководитель ООО или сам госслужащий должны также уведомить по установленной форме ФНС об изменении сведений об участнике общества – введении доверительного управления долей в ООО.

Но даже если никто не сообщит в ФНС о том, что заключен договор доверительного управления, то такой договор будет считаться действительным.

Итак, бизнес и государственная или муниципальная служба вполне совместимы, но только надо учитывать требования действующего законодательства России и понимать всю меру ответственности.

Источник: https://virtual-jurist.ru/note-82.html

Статья 15. Порядок передачи муниципального имущества в доверительное управление | ГАРАНТ

Передача муниципального имущества в доверительное управление

Статья 15. Порядок передачи муниципального имущества в доверительное управление

1. Для целей настоящей статьи, используемые термины, означают следующее:

– договор доверительного управления имуществом – договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) имущество в доверительное управление на определенный срок; последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах первой или указанного ею лица (выгодоприобретателя);

– имущество – совокупность вещей и материальных ценностей, а также имущественных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту гражданского права;

– учредитель управления – муниципальное образование Нефтеюганский район, в лице уполномоченного органа;

– доверительный управляющий – организация, которой имущество передано в эксплуатацию по договору доверительного управления имуществом.

2. Муниципальное имущество в доверительное управление передается с целью:

– создания условий эффективного использования муниципальной собственности и её сохранности;

– сохранения в составе муниципальной собственности имущества, необходимого для эффективного решения вопросов местного значения;

– оптимизации структуры муниципальной собственности.

3. Передача имущества осуществляется по договорам доверительного управления, заключенным по результатам конкурсов, аукционов на право заключения договоров доверительного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности Нефтеюганского района.

4. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров доверительного управления и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным законодательством о защите конкуренции.

Одним из основных критериев признания победителей на право заключения договоров доверительного управления муниципальным имуществом, максимальный процент отчисления в распоряжение Выгодоприобретателя части прибыли, полученной за год Доверительным управляющим от управления Имуществом, но не менее 8 (восьми) процентов.

5. Организатором аукционов, конкурсов на право заключения договоров доверительного управления муниципальным имуществом выступает ДИО.

6. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” при передачи муниципального имущества в доверительное управление производится оценка рыночной стоимости имущества, в установленном действующим законодательством порядке.

7. От имени муниципального образования Нефтеюганский район учредителем управления выступает ДИО.

8. Срок доверительного управления имуществом не более пяти лет. Передача имущества по договору доверительного управления подлежит государственной регистрации.

9. Доверительное управление имуществом является возмездным. Выгодоприобретателем по которому является муниципальное образование Нефтеюганский район.

10. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к Доверительному управляющему.

11. Права и обязанности Учредителя управления.

11.1. Учредитель управления имеет право:

а) Осуществлять проверку сохранности и использования по целевому назначению Имущества, переданного в доверительное управление.

б). Получать отчет от Доверительного управляющего по эксплуатации Имущества.

в). Осуществлять проверку выполнения обязательств Доверительным управляющим по управлению Имуществом, определяемых законодательством и договором.

11.2. Учредитель управления обязан:

а) Передать Доверительному управляющему Имущество в исправном состоянии, соответствующем его назначению, по акту приема-передачи, с приложением исполнительной документации, в течение 20 дней с момента подписания договора.

В случае, если на Имущество, передаваемое по настоящему договору, отсутствует необходимая исполнительная и техническая документация, Учредитель управления совместно с Доверительным управляющим восстанавливает данную документацию за счет средств, получаемых от доверительного управления Имуществом, и передает ее Доверительному управляющему по акту.

б) В случае прекращения действия договора, в течение 20 дней принять Имущество от Доверительного управляющего по акту приемки-передачи с приложением исполнительной документации.

в) Письменно уведомить Доверительного управляющего об изменении своего наименования, местонахождения и банковских реквизитов в течение 3-х дней.

12. Права и обязанности Доверительного управляющего:

12.1. Доверительный управляющий имеет право:

а) Совершать в отношении переданного ему по договору Имущества любые юридические и фактические действия в интересах Учредителя управления.

б) Совершать сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, в отношении Имущества от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. В письменных документах после имени или наименования Доверительного управляющего делается пометка “Д.У.”.

в) Для защиты прав на Имущество, находящееся в управлении, Доверительный управляющий вправе использовать любые, не запрещенные законом средства защиты, включая иск об истребовании Имущества из чужого незаконного владения, защиту прав собственника от всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения, а также защиту прав владельца, не являющегося собственником.

г) Передать Имущество в доверительное управление другому лицу только по согласованию с Учредителем управления. Согласие должно быть выражено письменно.

д) На возмещение понесенных им расходов, произведенных при доверительном управлении, за счет доходов от использования этого имущества, при этом расходы должны быть юридически, экономически и финансово подтверждены.

е) Доверительный управляющий не вправе отчуждать имущество, вносить какие-либо изменения в имущество (кроме текущего и капитального ремонта, реконструкции, аварийно-восстановительных работ).

12.2. Доверительный управляющий обязан:

а) Принять от Учредителя управления Имущество в течение 20 дней с момента подписания договора.

б) Осуществлять управление Имуществом в интересах Учредителя управления.

в) Производить текущий и капитальный ремонты переданного по настоящему договору Имущества, его реконструкцию, аварийно-восстановительные работы.

г) Обеспечить охрану Имущества.

д) Ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, Управляющий представляет Учредителю управления отчет о своей деятельности по доверительному управлению имуществом, включая отчет о доходах, расходах (по статьям затрат), использовании прибыли (по статьям и направлениям) и амортизационного фонда, с пояснительной запиской.

Отчет представляется Учредителю управления в письменной форме и должен содержать информацию о совершенных Доверительным управляющим действиях с имуществом, сумме полученных доходов за отчетный период от использования имущества, сумме расходов Управляющего, связанных с выполнением обязательств по настоящему договору, сумме начисленной амортизации на имущественный комплекс доверительного управления за отчетный год.

е) Открыть отдельный банковский счет для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением Имуществом.

ё) Осуществлять управление имуществом лично.

ж) Соблюдать технические, санитарные, пожарные и иные нормы при использовании Имущества.

з) Содержать Имущество за счет доходов, полученных от управления Имуществом, а также принимать меры по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность Имущества, его противопожарное, экологическое и санитарное состояние, с момента подписания договора.

и) Своевременно выполнять предписания или предложения органов государственного пожарного надзора по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожара и его беспрепятственному распространению и гибели людей.

к) Производить необходимое благоустройство и уборку прилегающей к Имуществу территории.

л) Немедленно извещать Учредителя управления о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) Имуществу ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы дальнейшего разрушения или повреждения Имущества.

м) Возместить Учредителю управления убытки от утраты или повреждения Имущества, если они явятся следствием того, что Доверительный управляющий не проявил должной заботы об интересах Учредителя управления, а также в случае, когда не сможет доказать, что убытки произошли вследствие непреодолимой силы или действий Учредителя управления.

н) Доверительный управляющий при осуществлении доверительного управления должен действовать добросовестно и разумно.

Если Учредитель Управления докажет, что Доверительный управляющий действовал недобросовестно или неразумно, то он вправе потребовать расторжения Договора доверительного управления и возмещения убытков.

о) Зарегистрировать договор доверительного управления в порядке установленном действующим законодательством.

п) Ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, направлять в распоряжение Выгодоприобретателя часть прибыли, полученной за год Доверительным управляющим от управления Имуществом.

Процент отчисления устанавливается договором доверительного управления, заключенного по результатам конкурса на право заключения договора доверительного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности Нефтеюганского района

Оставшуюся часть прибыли, полученную от доверительного управления Имуществом, Доверительный управляющий оставляет за собой.

р) По требованию председателя межведомственной комиссии, созданной по решению главы района, Учредителя управления, Выгодоприобретателя представлять материалы для осуществления проверки выполнения обязательств Доверительного управляющего по управлению Имуществом.

с) Доверительный управляющий обязан вернуть в соответствии с порядком, предусмотренным договором, Имущество, в состоянии не худшем, чем зафиксированном на момент передачи, с учетом нормального износа, проведенных работ и мероприятий по списанию, по передаточному акту с приложением всей необходимой документации для эксплуатации Имущества, в связи с окончанием срока действия договора или в случае его досрочного расторжения.

т) При возвращении Доверительным управляющим имущества, переданного по договору Учредителю, безвозмездной передаче подлежат улучшения, полученные в результате капитального и текущего ремонтов, реконструкции, аварийно-восстановительных работ.

13. Имущество, переданное в доверительное управление, отражается Доверительным управляющим на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Отражаются отдельно доходы и расходы по управлению Имуществом на отдельных балансовых счетах (субсчетах).

Имущественные права, приобретенные в результате действий Доверительного управляющего, включаются в состав Имущества, переданного ему в управление.

14. Проверка финансово-хозяйственной деятельности Доверительного управляющего осуществляется по инициативе Доверительного управляющего, Учредителя управления, структурных подразделений администрации Нефтеюганского района.

Источник: https://base.garant.ru/30724509/f3e743be61d4cc15512dc20a85de5554/

Доверительное управление имуществом

Передача муниципального имущества в доверительное управление

Доверительное управление имуществом является полезной услугой на современном рынке. Многие компании, предприниматели и физические лица не обладают свободным временем для эффективного управления собственными активами. В этом случае спасательным кругом становится доверительное управление.

Зачем необходимо доверительное управление имуществом?

Доверительное управление предполагает получение денежных бонусов по результатам деятельности доверительного управляющего, который вправе активно использовать переданные ему активы для зарабатывания дополнительных денежных средств. При этом затраты по содержанию имущественных объектов остаются на плечах выгодоприобретателя. За свои услуги доверительный управляющий получает вознаграждение, определяемое условиями договора.

Имущественные активы передаются в управление на конкретный временной срок. Как правило, речь идет о заключении контракта с управляющим на срок от одного до пяти лет. Отношения между сторонами прописаны в нормах гражданского кодекса и договоре.

При передаче имущества доверительному управляющему выгодоприобретатель остается собственником имущества, который передает свои права по распоряжению имуществом в руки доверенного лица. Основной обязанностью управляющего является преумножение активов, совершение прибыльных сделок с использованием объектов, переданных в управление.

Доверительный управляющий должен разрабатывать инвестиционную стратегию таким образом, чтобы к моменту окончания срока действия договора получит прирост имущества или дополнительные денежные средства на счетах выгодоприобретателя.

Особенности доверительного управления собственным имуществом

Доверительный управляющий приобретает право заключать сделки, как в устной, так и в письменной форме. При этом контрагент должен быть поставлен в известность, что вступает в экономические правоотношения именно с доверенным лицом, а не непосредственно с собственником имущества. В письменном варианте договора для этого проставляется специфическая отметка, состоящая из двух символов Д.У.

Если отметка отсутствует сделка может превратиться в недействительную, т.к считается, что управляющий в таком случае совершает операции не в интересах выгодоприобретателя, а для реализации собственных целей.

Доверительное управление имуществом никак не влияет на соглашения, которые могут быть заключены в отношении отдельных объектов. Так, например, наличие договора аренды не является препятствием для передачи активов под управление доверенным лицом. Для арендаторов ситуация сохраняет статус кво, а контроль за получением арендной платы ложится на плечи доверительного управляющего.

Юридически изменение функций оформляется дополнительными соглашениями к основному договору, которые регистрируются в Росреестре, аналогично иным договорам, связанным с изменением статуса имущества.

Доверительное управление: стороны сделки

Основными участниками в отношениях, строящихся на принципе доверительного управления, являются:

  1. учредитель, который является полноправным собственником имущества. Учредитель инициирует оформление договора и учреждает управление. Если договор доверительного управления заключен другим лицом с точки зрения законодательства, он признается не имеющим никаких правовых последствий. Учредителем может стать любой гражданин, предприниматель или коммерческая компания;
  2. выгодоприобретатель. Формально бенефициар не является стороной договора доверительного управления имуществом, но он активно отслеживает исполнение обязательств управляющим и при наличии нарушений может подавать в суд на действия управляющего.
  3. Без согласия выгодоприобретателя не получится внести изменения в договор или прекратить его действие раньше намеченного срока. Выгодоприобретателем может быть учредитель или иное лицо в чью пользу осуществляется управление активами;
  4. доверительный управляющий. В этой роли может выступать как компания, так и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на инвестиционной деятельности. Управляющий не может являться учредителем или бенефициаром, он лишь стороннее лицо, привлеченное для повышения эффективности управления имущественными объектами.

Мотивацией для работы доверительного управляющего служит денежное вознаграждение, размер которого согласовывается с учредителем и фиксируется в договоре. Все расходы, связанные с особенностями эксплуатации имущества, сохраняются в смете затрат учредителя.

Доверительный управляющий может получить под свой контроль различные имущественные объекты. Ценные бумаги, недвижимость, предприятия, имущественные права могут становится предметом доверительного управления. В договоре обязательно указывается:

  1. состав имущества, которое поступает в доверительное управление;
  2. наименование бенефициара, в чьих интересах осуществляется процесс управления активами;
  3. срок действия.

Доверительное управление наследственным имуществом

Объекты определяют специфику методов, которые могут использоваться доверительным управляющим для получения дохода. Наибольший простор для капитализации предоставляют ценные бумаги, управление наследственным, муниципальным и государственным имуществом имеет некоторые ограничения, которые диктуются соблюдением прав и интересов наследников и государства.

Доверительное управление наследственным имуществом возникает тогда, когда в наследственной массе имеются активы, которые требуют не только сохранения, но и активного менеджмента. Чаще всего речь идет о наследуемой доле в компании в форме имущества или иных активов.

В этом случае доверительным управляющим может стать нотариус, который открывает наследственное дело или иное лицо, назначенное будущим собственником имущества. Доверительный управляющий по договору реализует функции умершего собственника до момента, когда наследник примет на себя управление имуществом и иными активами.

Наследник в течение всего срока документарного оформления наследства выступает в качестве бенефициара. Договор управления наследственным имуществом оформляют с применением печатной формы и регистрируют в государственных органах надзора за правоотношениями в сфере собственности.

Если наследство передается по завещанию и умершим обозначен исполнитель его воли, то это лицо автоматически становится доверительным управляющим и выполняет обязанности по сохранности и управлению объектами имущества, предназначенными для передачи в собственность наследнику.

Договор доверительного управления имуществом имеет характерные особенности, которые позволяют его идентифицировать остальной массе гражданских договоров
  1. предметом его регулирования является имущество, которое рассматривается в качестве наследства;
  2. доверительным управляющим по нему может стать нотариус, который практически не заинтересован в увеличении стоимости активов;
  3. договор предусматривает не только сбережение целостности имущества, но и увеличение его стоимости по результатам управления;
  4. выгодоприобретателями по договору являются родственники умершего человека, претендующие на получение наследства.

Доверительное управление государственным имуществом

Доверительное управление государственным имуществом предусматривает несколько вариантов реализации договора доверительного управления:

  1. стратегическое управление, которое предусматривает подготовку инвестиционных решений, контроль над долговыми обязательствами предприятия, разработку экономических стратегий деятельности государственных компаний;
  2. оперативное управление государственным имуществом, которое предполагает планирование текущей и перспективной деятельности компании, контроль над деятельностью всех структурных подразделений и принятие решений по вопросам, связанным с управлением компании.

Доверительное управление государственным имуществом возникает на основании договора, заключение которого инициируется непосредственно государством. Государство, вверяя управление имуществом стороннему лицу, рассчитывает повысить эффективность управления активами.

Доверительный управляющий может получить права по менеджменту следующих категорий активов:

  1. компании, которые находятся под юрисдикцией государства и являются его собственностью;
  2. объекты компании с государственным участием, которые используются в бизнесе.

При управлении первой категорией активов доверительный управляющий должен ориентироваться на поддержание бесперебойного функционирования компании, при управлении второй настраиваться на разработку инвестиционной стратегии, позволяющей извлечь максимальный доход посредством использования, переданного в доверительное управление имущества.

Государственная собственность обладает повышенной значимостью и требует особого подхода доверительного управляющего, в распоряжении которого имеется ограниченный набор инвестиционных инструментов, позволяющих увеличивать размер дохода.

Доверительное управление муниципальным имуществом

Доверительное управление муниципальным имуществом определяется особенностями объектов имущества, находящимся в собственности муниципальных образований. Муниципальная собственность принадлежит городам, поселкам, сельским поселениям и имеет характеристики сходные с объектами государственной собственности.

Муниципальная собственность включает в себя разнообразные объекты движимого и недвижимого имущества, фонды, земли, денежные средства. Доверительному управляющему в оперативное управление может быть назначена часть имущества.

Передача объектов осуществляется по договору, в котором содержится четкий перечень активов, срок действия договора и оплата действий управляющего, направленных на преумножение стоимости активов, считающихся объектами муниципальной собственности.

Чаще всего для увеличения стоимости активов доверительным управляющим используются такие методы как аренда помещений, инвестирование денежных средств в облигации и ПИфы.

Налогообложение сделок

Доверительное управление имуществом обуславливает отдельные нюансы налогообложения совершаемых операций. Доверительный управляющий обязан уплачивать с полученного вознаграждения налог на доходы.

Учредитель уплачивает обязательные взносы с сумм, полученных от выгодного инвестирования имущественных объектов. Если дохода в процессе управления имуществом не возникает, учредитель освобождается от исполнения обязанностей по уплате налоговых платежей. Перечисление сумм налога за выгодоприобретателя осуществляет доверительный управляющий, т.к ему отведена роль налогового агента.

При этом декларация в налоговую инспекцию формируется учредителем. Учредитель контролирует процесс уплаты, и если по каким-либо причинам налог не поступает в бюджет, он самостоятельно рассчитывает и вносит бюджетный платеж.

Что за кадром?

Доверительное управление имеет преимущества и недостатки. Среди недостатков следует назвать:

  1. высокий уровень рисков. Доверительный управляющий не гарантирует доход, поэтому есть риск потерять часть денежных средств или имущества, а в самых грустных ситуациях вы можете и вовсе расстаться со своими активами;
  2. отсутствие однозначного положительного результата;
  3. надежность управляющего в прошедших периодах деятельности не гарантирует его стабильной и прибыльной работы в настоящем;
  4. вы по-прежнему ответственны за судьбу собственных активов.

Преимуществами доверительного управления имущества являются:

  1. возможность приобретения достойного дохода;
  2. доступ к спокойному инвестированию, когда вы доверив управление собственными средствами в руки профессионала можете заниматься своими любимыми делами.

Резюме

Управление наследственным, государственным и муниципальным имуществом производится с минимальными финансовыми рисками и часто позволяет достигнуть задачи сохранения имущества и получения небольшого инвестиционного дохода.

Управление имуществом компании предполагает наличие разнообразных вариантов инвестирования и может значительно увеличивать размер первоначального капитала. При управлении частным капиталом заинтересованность доверительного управляющего в результатах сделки на порядок выше чем, при управлении иными видам имущества.

Это обусловлено, тем, что многие компании, в качестве оплаты предлагают процент от полученной прибыли или предусматривают хорошие денежные бонусы за эффективное распоряжение собственными активами. 

Сергей Тризна

Лучшие инвестиционные идеи

27 апреля 2014 23:34

поделиться…

Источник: https://buffett.ru/dovupr/doveritelnoe-upravlenie-imushchestvom/

Муниципальное имущество в оперативном и доверительном управлении

Передача муниципального имущества в доверительное управление

Определение 1

Муниципальным имуществом признается имущество, находящееся в собственности муниципального образования.

Муниципальное имущество может выступать в качестве объекта оперативного управления.

Определение 2

Под оперативным управлением понимается наличие права на владение, распоряжение и пользование муниципальным имуществом в соответствии с нормами права, заданиями собственника, предназначением имущества и целями деятельности.

Муниципальные казенные предприятия могут осуществлять самостоятельную реализацию товаров и продукции с распоряжением полученными от этого доходами в соответствии с порядком, установленным собственником муниципального имущества.

На практике это выражается в распределении части доходов на финансирование производственных и социальных нужд предприятия и перечислении остального в бюджетную систему страны. Правом распоряжения муниципальным имуществом (недвижимым, особо ценным) с согласия муниципального образования наделяются также бюджетные и автономные предприятия.

При этом они имеют право самостоятельного распоряжения всем остальным (не особо ценным) имуществом, в том числе движимым, что запрещено казенным предприятиям.

Регистрация права оперативного управления и муниципальным имуществом подразумевает направление в регистрирующий орган следующих документов: заявления, документов, подтверждающих право собственности, перечень передаваемых объектов с указанием данных: инвентарных номеров, балансовой и остаточной стоимости, суммы накопленной амортизации.

Передача имущества в оперативное управление может осуществляться в отношении действующих имущественных комплексов, находящихся на реконструкции или в процессе строительства. Объекты, незавершенные строительством, могут передаваться в оперативное управление только при условии одновременной регистрации прав на эти объекты и факта передачи их в оперативное управление.

Передача муниципального имущества в оперативное управление осуществляется на основании постановления Администрации муниципального образования, кроме исключительных случаев.

Правом оперативного управления муниципальным имуществом могут наделяться:

  • жилищные фонды;
  • учреждения массовой культуры и спорта;
  • научно-просветительские и образовательные учреждения;
  • медицинские учреждения;
  • комплексы, осуществляющие снабжение различными коммунальными ресурсами (вода, отопление, газ, электричество) и прочие.

Муниципальное образование наделяет указанные учреждения правом распоряжения переданным им имуществом. Однако нарушение правил эксплуатации этого имущества, его порча, использования не по целевому назначению позволяет муниципальным властям отозвать право оперативного управления и произвести изъятие объекта.

Порядок использования права оперативного управления регулируется нормативными документами различных уровней, в частности Гражданским, Налоговым, Бюджетным кодексами Российской Федерации, различными федеральными законами, нормативными актами регионального уровня и муниципальных образований. Собственник имущества при этом наделен правом определения перечня видов деятельности, для осуществления которых может быть использовано муниципальное имущество.

Сущность доверительного управления муниципальным имуществом

Муниципальное имущество передается в доверительное управление на основании соглашения, в письменной форме определяющего все основные аспекты передачи муниципального имущества.

Под доверительным управлением муниципальным имуществом понимается такая форма его использования, при которой одна сторона – собственник муниципального имущества (учредитель доверительного управления) – передает другой стороне – доверительному управляющему – имущество на определенный промежуток времени для управления в интересах доверительного управляющего.

Без оформления передачи имущества соответствующим соглашением право доверительного управления муниципальным имуществом не возникает.

Заключенное соглашение является основанием для наделения доверительного управляющего правами заключения различных сделок в отношении полученного в доверительное управление имущества.

Наличие пометки о совершении сделки лицом, выступающим в качестве доверительного управляющего, обязательно.

Также обязательными к указанию реквизитами при сделках с муниципальным имуществом, передаваемым в доверительное управление, являются: во-первых, наименование имущественного объекта, во-вторых, реквизиты сторон, в-третьих, состав имущества, в-четвертых, величина вознаграждения доверительного управляющего.

Срок заключения соглашения о передаче муниципального имущества в доверительное управление не может превышать пяти лет, но допускается возможность его автоматического продления при отсутствии уведомлений от сторон о его расторжении.

Не всякое имущество может выступать в качестве объекта передачи в доверительное управление.

В состав имущества, которое может быть передано в доверительное управление, входят:

  • предприятия;
  • имущественные комплексы;
  • объекты недвижимого имущества;
  • ценные бумаги;
  • исключительные права.

В состав имущества, которое не может быть передано в доверительное управление, входят:

  • во-первых, имущество, находящееся в оперативном управлении;
  • во-вторых, имущество, находящееся в хозяйственном ведении.

В случае ведения хозяйственной деятельности и получения в доверительное управление муниципального имущества доверительным управляющим открывается отдельный расчетный счет, ведется отдельный баланс. Объекты имущества, находящиеся в доверительном управлении, учитываются обособленно от имущества, находящего в собственности доверительного управляющего.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnoe_imuschestvo_v_operativnom_i_doveritelnom_upravlenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.